Т.М.Куприянова,
В.Е.Растимешин,
консультанты по управлению и
организационному развитию
Консультационного сообщества «ТАИР»
2024г. Рост производительности: как «очистить» ресурсы от потерь и повысить их эффективность

Т.М.Куприянова, В.Е.Растимешин, консультанты по управлению и организационному развитию Консультационного сообщества «ТАИР»

Адрес:

Екатеринбург
ул. Крестинского, д.46а, оф.608

Телефоны (343):

382-09-36
382-09-34

Портал
Урал-Бизнес-Образование: тренинги,
семинары,
обучение

Искандарян Р.А.: "Учет потерь в TPM"

Автор: Искандарян Р.А.

Статья опубликована в журнале «Методы менеджмента качества», 2003, № 9.

В системе производительного обслуживания оборудования с участием всего персонала (Total Productive Maintenance — TPM) специалисты Японской ассоциации производственного обслуживания (Japan Institute of Plant Maintenance — JIPM) выделяют шестнадцать основных видов потерь, снижающих эффективность производственных систем. Ниже приведены характеристики этих потерь, которые подразделяются на три группы: потери времени функционирования оборудования (1-8), потери рабочего времени (9-13), потери энергии, сырья, материалов и времени из-за ремонта инвентаря (14-16). 

1. Потери, вызванные  поломками машин и механизмов, обусловлены нарушениями функционирования оборудования, ведущими к уменьшению количества произведенной продукции и увеличению затрат времени на его ремонт и техническое обслуживание. Число выявленных поломок оборудования в результате внедрения ТРМ, как правило, возрастает. Поломки специалисты JIPM предлагают классифицировать следующим образом:

   поломки, сопровождающиеся потерей функциональности оборудования, для устранения которых требуется полная остановка производства;

   поломки, устранение которых осуществляется путём замены деталей;

   поломки, для устранения которых требуется переналадка оборудования (как правило, осуществляемая в течение 5 — 10 минут).

Для достижения «нулевого» уровня поломок необходимо определить направления повышения надежности оборудования и повышения его ремонтопригодности, а также снижения времени на устранение отдельных дефектов.

2. Потери из-за наладки оборудования связаны с затратами времени на переналадку оборудования при изменении вида выпускаемой продукции. Это влечет за собой необходимость демонтажа элементов оборудования, предназначенных для выпуска предшествующего вида продукции, осмотра, чистки и смазки машин и механизмов, поверки контрольно-измерительных приборов, монтажа оборудования, необходимого для выпуска нового вида продукции.

3. Потери из-за замены режущего инструмента связаны с необходимостью замены лезвий, дисковых пил и других режущих рабочих органов. Материал, из которого они сделаны, со временем приходит в негодность. Для устранения данного вида потерь рекомендуется использование сплавов повышенной твердости при изготовлении режущего инструмента и улучшение условий его работы (снижение вибрации, установление оптимальной скорости резки и пр.).

4. Потери при запуске оборудования это затраты времени на первоначальный пуск оборудования, а также потери из-за выпуска дефектной продукции на неналаженном оборудовании. Потери этого вида наблюдаются при пуске оборудования после капитального ремонта или остановки на техническое обслуживание, после праздников, а также сменных и обеденных перерывов.

5. Потери из-за кратковременной остановки оборудования и его работы на холостом ходу обусловлены затратами времени на временную остановку оборудования для регулировки, наладки и мелкого ремонта от 2-3 секунд до 5 минут. В отличие от поломок кратковременные остановки оборудования и его работа на холостом ходу вызваны временными причинами, например, неправильным расположением деталей на транспортере или обнаружением дефектных изделий. Для устранения этого вида потерь сначала проводится анализ их причин, а затем в конструкцию оборудования вносятся отдельные улучшения.

6. Потери производительности обусловлены разницей между запланированной в проекте и реальной производительностью оборудования или разницей между максимально возможным и реальным числом выпущенных изделий за единицу времени. Устранение потерь производительности представляет собой основное направление повышения коэффициента общей эффективности оборудования и интенсификации производства.

7. Потери из-за дефектов и необходимости доработки продукции обусловлены потерями ресурсов для устранения дефектов и доработки некондиционной продукции, а также затратами времени на выполнение этих работ.

8. Потери из-за запланированных остановок оборудования связаны с затратами  времени на остановку оборудования для проведения планового ремонта. Такие потери принципиально неустранимы, поскольку любое оборудование требует технического обслуживания. Однако уменьшить потери времени из-за запланированных остановок оборудования всё-таки реально путем улучшения качества ремонта, повышения безопасности труда персонала и обеспечения надежности функционирования машин.

9. Потери из-за недостатков менеджмента вызваны принятием неправильных или несвоевременных решений по управлению производством. К ним относятся потери из-за простоев по вине руководства предприятия, а также потери из-за превышения нормативной длительности ремонта оборудования и лимитов затрат на обучения персонала.

10. Потери из-за нерациональной работы транспорта связаны с недостатками в организации транспортной системы предприятия. Они могут быть связаны также с низкой скоростью выполнения погрузочно-разгрузочных работ.

11. Потери из-за недостатков в организации работы производства связаны со временем ожидания многостаночных операторов, а также потерями вследствие несогласованной работы оборудования.

12. Потери из-за низкого уровня автоматизации производства влекут за собой потери человеческих ресурсов. Внедрение автоматизированных систем представляет собой важное направление повышения эффективности производственных систем, сохранения ресурсов рабочей силы и улучшения условий труда.

13. Потери из-за недостатков производственного мониторинга обусловлены затратами рабочего времени на частое осуществление измерений и наладки для предотвращения дефектов и нарушения технологического процесса.

14. Потери готовой продукции определяются по разности массы исходного сырья и готовой продукции. Потери этого вида возрастают при увеличении доли отходов, несовершенстве производственных технологий, неисправности режущего оборудования. Эти потери могут быть также связаны с попаданием в готовую продукцию инородных включений, например, песка, что ведет к занижению доли полезного продукта.

15. Потери энергии объединяют потери разных видов энергии или энергоносителей, например, электрической энергии, топлива, пара, горячего воздуха или воды. Поскольку стоимость электрической энергии, топлива и других видов энергоносителей составляет значительную часть общих издержек, компании заинтересованы в сокращении потерь энергии. Хотя большинство крупных источников потерь данного вида на предприятиях Японии и США устранены, имеется резерв дальнейших улучшений за счет сокращения малых потерь энергии. Например, в случае гидравлического оборудования это касается выбора оптимального давления рабочей жидкости в поршнях и времени нахождения оборудования под нагрузкой. Чем выше оба показателя, тем больше энергозатраты гидравлической системы.

16. Потери из-за необходимости ремонта производственного инвентаря зависят от затрат на производство инвентаря, обновление и ремонт, замену изношенных деталей и др. Чем чаще производится ремонт инвентаря, тем больше эти потери. Стоимость расходных материалов, смазочных масел иногда также учитывается при расчете величины потерь вследствие ремонта инвентаря. Рекомендуется представлять величину этих потерь в расчете на одно изделие.

По материалам TPM Encyclopedia (Expanded Edition) Keyword Book / Ed. By Toshinori be. Tokyo, 2002 .- 244 p.; Total Productive Maintenance: New Implementation Program in Fabrication and Assembly Industries / Ed. By Kunio Shirose. – Tokyo-Atlanta: JIPM, 2000. – 562 р.

 Под­го­то­ви­л Искандарян Р.

 

Источник: http://tpm-centre.ru/page.php?pageId=52&menuItemTreeCode=050404


Задать вопрос

*
*
*
 

*

 

* — Поля, обязательные для заполнения

  © 2008 ООО «Организационный ресурс»