Т.М.Куприянова,
В.Е.Растимешин,
консультанты по управлению и
организационному развитию
Консультационного сообщества «ТАИР»
2024г. Рост производительности: как «очистить» ресурсы от потерь и повысить их эффективность

Т.М.Куприянова, В.Е.Растимешин, консультанты по управлению и организационному развитию Консультационного сообщества «ТАИР»

Адрес:

Екатеринбург
ул. Крестинского, д.46а, оф.608

Телефоны (343):

382-09-36
382-09-34

Портал
Урал-Бизнес-Образование: тренинги,
семинары,
обучение

Искандарян Р.А.: "Организационная структура продвижения ТРМ"

Автор: Искандарян Р.А.

 Журнал «Методы менеджмента качества», 2004, № 1.

 

Развертывание ТРМ на предприятии начинается с формирования организационной структуры ее продвижения.

На каждом уровне вертикальной системы управления, формально соответствующей структуре организации, следует образовать малые группы, области деятельности которых частично перекрываются. Необходимо создать высший орган продвижения системы ТРМ на предприятии (Совет ТРМ) и малые группы в каждом подразделении.

Малые группы с перекрывающимися областями деятельности

В ТРМ деятельность малых групп ведется на всех уровнях организации, в нее вовлечены все сотрудники: от высшего руководства до рабочих.

На высшем уровне организационной структуры расположен Совет ТРМ, в котором первое лицо компании обычно является лидером, а руководители подразделений – участниками. На последующих уровнях находятся Советы ТРМ подразделений, в которых руководители подразделений являются руководителями Советов, а менеджеры среднего звена – участниками.

На самом низком уровне малую группу обычно возглавляет менеджер низшего звена, а в состав групп входят рабочие.

Таким образом, члены малой группы более высокого уровня являются руководителями малых групп следующего ранга. Эта структура называется системой малых групп с перекрывающимися областями деятельности. Руководители групп выполняют роль связующих звеньев в той иерархической структуре. В малые группы вовлечены все работники предприятия, поэтому освоение системы ТРМ проводится с участием всего персонала.               

Продвижение системы ТРМ осуществляется с помощью структуры управления, в которой взаимодействие «по горизонтали» осуществляется между малыми группами одного уровня, а «по вертикали» - между соподчиненными подразделениями в иерархически организованной структуре управления предприятием.

Ключевым элементом организационной структуры продвижения системы ТРМ является Секретариат Совета ТРМ. Секретариат возглавляет лицо, избираемое членами Совета или назначаемое руководством предприятия. В состав Секретариата входят несколько человек из числа членов высшего органа продвижения системы ТРМ.

Если на предприятии действует организационная система продвижения Total Quality Management (TQM)[1], то возможно ее использование для организации продвижения ТРМ.

Совет ТРМ - высший орган продвижения этой системы. В его состав входят руководители предприятия и департаментов, менеджеры и специалисты.

Руководит деятельностью Совета ТРМ избираемый его членами председатель, которым обычно становится исполнительный директор, его заместитель или другой представитель высшего руководства предприятия. Руководитель предприятия может входить в состав Совета ТРМ в качестве члена. Численность высшего органа продвижения системы ТРМ зависит от общего числа сотрудников компании.

Совет ТРМ принимает стратегические решения по вопросам развертывания системы на предприятии. Обычно заседания Совета ТРМ проводятся ежемесячно. На них вырабатывается и уточняется политика предприятия в области развертывания системы ТРМ, цели и задачи ее продвижения, принимаются решения по текущим вопросам, контролируется их выполнение. Не реже двух раз в год рекомендуется проводить личное ознакомление членов высшего органа продвижения системы ТРМ с состоянием дел на производстве. Органы по продвижению системы ТРМ в подразделениях предприятия действуют под руководством Совета ТРМ.

Если предприятие состоит из нескольких территориально распределенных подразделений, то на каждом из них рекомендуется организовать свой орган по продвижению системы ТРМ. Его заседания проводятся обычно раз в две недели. На них обсуждается политика продвижения системы ТРМ, ставятся текущие цели выполнения работ и контролируется их достижение.

Малые группы, занимающиеся продвижением системы ТРМ, следует сформировать в каждом подразделении предприятия. Например, в исполнительной дирекции руководителя каждого из ее подразделений можно назначить руководителем малой группы, а служащих - ее членами.

Обычно собрания малых групп проводятся раз в неделю. На них обсуждаются планы деятельности групп, ставятся цели, распределяется ответственность за их достижение, осуществляется текущий контроль деятельности.

Участники малых групп вырабатывают модели самостоятельного обслуживания оборудования операторами, участвуют в осуществлении отдельных улучшений и ведут другие работы, предусмотренные типовой процедурой развертывания системы ТРМ.

Основное отличие малых групп от кружков качества в том, что руководители подразделений принимают лидерские функции[2]. Поскольку система ТРМ представляет собой самостоятельное направление деятельности предприятия, работа по ее развертыванию может быть вменена в обязанности руководителям подразделений и малых групп. Малые группы могут также называться командами или кружками ТРМ а иногда - кружками «дзисю-ходзэн» (системы самостоятельного обслуживания оборудования операторами), поскольку этой деятельности в них уделяется основное внимание.

Продвижение освоения системы самостоятельного обслуживания оборудования операторами отображается на досках объявлений, оно обсуждается во время совещаний групп. Обучение этой деятельности проводится, в основном, во время «уроков на одном листе»[3], которые проводятся с целью быстрого ознакомления членов групп с методиками обслуживания оборудования.

Если на предприятии уже ведется деятельность по развертыванию системы TQM, то кружки качества могут взять на себя деятельность по освоению ТРМ.

Следует заметить, что широкомасштабная деятельность малых групп начинается обычно после официального объявления о начале развертывания системы ТРМ.

Тематические группы ведут деятельность по продвижению системы ТРМ в каждом из основных восьми направлений ее развертывания[4]. Они состоят из менеджеров и специалистов предприятия, разрабатывающих планы развертывания системы ТРМ и проводящих эти планы в жизнь.

Например, цель деятельности тематической группы по направлению самостоятельного обслуживания оборудования операторами - обеспечить самостоятельное содержание операторами собственного оборудования в работоспособном состоянии, тематической группы по направлению отдельных улучшений - повышение эффективности использования ресурсов всех видов за счет рационализации и снижения или сведения к нулю потерь всех видов и т. д.

Наряду с Советом ТРМ, тематическими группами и системой иерархически связанных малых групп по освоению самостоятельного обслуживания оборудования операторами организационная структура продвижения ТРМ включает Секретариат ТРМ, который:

· обеспечивает работу Совета ТРМ и малых групп;

· организует обучение навыкам освоения системы ТРМ на каждом уровне организации;

· проводит информационные кампании с использованием досок объявлений, раздаточных материалов, перетяжек, плакатов и лозунгов;

· информирует о продвижении ТРМ с использованием внутрифирменных средств коммуникаций и бюллетеней ТРМ (иногда организуется специальный совет по связям с общественностью);

· поддерживает деятельность малых групп на всех уровнях предприятия, а также тематических групп;

· организует разработку базовых принципов, целей и генерального плана развертывания ТРМ, осуществляет контроль продвижения системы ТРМ, отображает цели и достижения на специальной доске объявлений;

· подготавливает материалы к общему собранию, посвященному началу развертывания системы ТРМ на предприятии;

· готовит трафик проверок состояния дел на предприятии высшим менеджментом и программу освоения системы самостоятельного обслуживания оборудования операторами;

· взаимодействует с внешними консультантами по правилам ТРМ, оценивает результаты выполненной работы и подает заявку на участие в конкурсе на присвоение звания «Лауреат ТРМ».

Кроме этого, Секретариат отвечает за продвижение системы ТРМ в тех направлениях (из числа восьми направлений ТРМ), для которых не созданы особые тематические группы.

 

По материалам ОАО «Большевик» и ТРМ Encyclopedia (Expanded Edition) Keyword Book / Ed. Ву Toshinori Аbе. - Tokyo, 2002. - 244 р.

подготовил Р.А. Искандарян

 

Журнал «Методы менеджмента качества», 2004, № 1.


[1] Всеобщее управление на основе качества в том виде, в каком оно реализуется в японских компаниях, предполагает наличие Советов управления качеством и кружков качества, которые могут быть трансформированы в малые группы продвижения ТРМ. - Прuм. ред.

[2] Еще одной особенностью деятельности кружков качества в японских компаниях является добровольность участия. В отличие от этого, участие всех работников в деятельности малых групп является обязательным. - Прuм. ред.

[3] См.: Сила "Уроков на одном листе,> // ММК. - 2003. - № 8. - С. 16. - Прuм. ред.

[4] См.: Искандарян Р.А. Тематические группы в развертывании ТРМ // ММК. - 2003. - № 10. - С. 9-13. - Прuм. ред.

Источник: http://tpm-centre.ru/page.php?pageId=64&menuItemTreeCode=070404


Задать вопрос

*
*
*
 

*

 

* — Поля, обязательные для заполнения

  © 2008 ООО «Организационный ресурс»