Т.М.Куприянова,
В.Е.Растимешин,
консультанты по управлению и
организационному развитию
Консультационного сообщества «ТАИР»
2024г. Рост производительности: как «очистить» ресурсы от потерь и повысить их эффективность

Т.М.Куприянова, В.Е.Растимешин, консультанты по управлению и организационному развитию Консультационного сообщества «ТАИР»

Адрес:

Екатеринбург
ул. Крестинского, д.46а, оф.608

Телефоны (343):

382-09-36
382-09-34

Портал
Урал-Бизнес-Образование: тренинги,
семинары,
обучение

Куприянова Т.М, Растимешин В.Е.: НА ЧЬИХ ПЛЕЧАХ ДЕРЖИТСЯ БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО?

Авторы: Куприянова Татьяна Михайловна, Растимешин Владимир Егорович.

Журнал "Методы менеджмента качества" №9 от 2008 года

  

Внедрение бережливого производства – это, конечно, выбор лидера бизнеса, т. е. собственника или генерального директора компании. Огромные усилия, затрачиваемые ими и их командой для реализации проектов БП, приносят ощутимые результаты.

            Но при этом возникает вопрос: можно ли уменьшить напряжение управленческой команды в проекте, а главное - как добиться сохранения, необратимости тех изменений, которые достигнуты? Как зарубежная, так и отечественная практика внедрения TPS-Lean показывает, что вторая проблема становится все более актуальной.

            Внедрение проектов бережливого производства, осуществляемое командным методом, зачастую не воспринимается остальным производственным персоналом как благо и ценность. Ведь кроме ощутимых позитивных результатов оно влечет за собой более строгие требования к дисциплинированности каждого работника, делает заметными и очевидными любые промахи и недоработки, создает новый, более интенсивный уровень коммуникаций и принятия решений на каждом рабочем месте, на каждом участке.

Например, когда налажена и действует система вытягивания при поставке комплектующих на участок, бессмысленно звонить по поводу срыва вышестоящему руководителю, т. к. есть общая процедура (движение деталей на основе карточек-канбанов), а также наглядные краткие инструкции у каждого работника, и надо просто их соблюдать. А если все-таки произошел сбой, то руководитель первичного уровня (мастер) должен пройти по цепочке, обнаружить место и причину сбоя и устранить ее.

            Такое возможно, если наряду с крупными изменениями в организации производства, осуществляемыми в рамках проекта по бережливому производству, создавать слой тех, кто сможет понять, развить и удержать эти изменения на каждом рабочем месте. Речь идет о лидерах первичного звена производства - мастерах и бригадирах, которые и составляют, по нашему мнению, «соль земли» бережливого производства.

            Отечественная, да и зарубежная практика перехода компаний к TPS-Lean показывает значительную степень недопонимания этого аспекта внедрения. Упоминания о том, что результаты внедрения, полученные проектной командой часто под руководством консультантов, не удается сохранить и укрепить, можно найти практически у любого из авторов бестселлеров по бережливому производству /1-6/.

            И только внимательное знакомство с практикой «Тойоты» /5 и 6/ дает основания полагать, что «рассасывание» результатов проекта после ухода команды - вовсе не фатальная неизбежность бережливого производства. Система реализации, поддержания и совершенствования результатов проектов здесь давно создана и успешно действует. В основе этой системы - деятельность лидеров команд и групп, т.е. бригадиров и мастеров производства. Лидер команды (освобожденный бригадир) – один на 7-10 работников участка не выполняет непосредственные производственные обязанности. Его главная задача состоит в обеспечении производственного процесса в заданном тактом потока темпе и с требуемыми параметрами качества, а также в развитии персонала, постоянной кайдзен-практики на участке. Аналогичную двуединую задачу, но в проекции на 3-4 бригады решает и мастер производственного участка (лидер группы).

            Кажется, вот он ответ на вопрос о создании устойчивого механизма изменений: перенимай практику «Тойоты», формируй корпус освобожденных бригадиров (там, где его нет), вписывай в их (и мастеров) должностные инструкции обязанности по поддержанию и развитию бережливого производства на участке - и дело пойдет. Но, как и во многих других аспектах внедрения системы «Тойоты», эта простота решения - только кажущаяся. Главный ее секрет лежит во всей сфере работы с персоналом: тщательный отбор сотрудников как по психофизичским, так и по личностным характеристикам. Например, авторы /6, с. 321/ приводят следующий перечень навыков и умений потенциальных сотрудников «Тойоты», которые проверяются при первичном отборе кандидатов:

·        адекватность мотивации избранному роду занятий;

·        умение работать в команде;

·        умение быть лидером;

·        инициативность;

·        способность выполнять данный вид работы;

·        способность адаптироваться;

·        выявление проблем и способность к решению проблем;

·        темп работы (способность выдерживать заданный высокий темп работы в течение смены);

·        навыки общения...

Вероятно, в этом месте наш читатель с сожалением заметит: если бы мы могли отбирать по таким критериям не рабочих, а хотя бы мастеров и начальников участков... Да, такие условия отбора возможны, если предприятие привлекательно для потенциальных кандидатов, но ведь это первейшая задача менеджеров и собственников, если они хотят иметь устойчивый и успешный бизнес.

Затем следует предварительная подготовка отобранных кандидатов в учебном центре, которая даже для выполнения 2-3 операций на сборочной конвейере занимает не менее двух недель, постепенная адаптации нового сотрудника в бригаде (сначала с неполным рабочим днем по 2 часа в ритме работы конвейера). Обучение новичков в бригаде осуществляется обычно, в темпе: 3 операции за 3 месяца /6, с. 315-328/ с использованием специфического инструментария, получившего название «Производственный инструктаж». В ходе него стажера знакомят с детальным описанием производственного процесса (ведомостью рабочего процесса), в котором указаны ключевые аспекты безопасности, качества, методы рационального выполнения работы и правильного использования материалов. Затем ему несколько раз демонстрируют и подробно комментируют выполнение операции. После этого стажер также несколько раз выполняет операцию под наблюдением инструктора и комментирует свои действия. Если инструктор убежден, что операция выполняется правильно и ученик осознанно выполняет ее элементы, а не просто копирует движения инструктора, обучаемый приступает к освоению скоростных навыков, т.е. обучается выполнению операции в темпе, требуемом для работы на конвейере.

Обучение и адаптация новичка в коллективе сочетаются с воспитанием уважения и лояльности к компании, с формированием ценностных ориентаций, созвучных корпоративным ценностям «Тойоты».

Конечно, работать с таким персоналом бригадиру, да и мастеру не так сложно, как с теми, кто только сегодня впервые пришел на производство и из-за нехватки персонала должен сразу же быть поставлен на сборочный конвейер или в сварочную кабину, и начать выполнять операции, один или два раза показанные ему мастером или более опытным рабочим. А ведь такая ситуация - достаточно рядовое явление для наших, да и не только наших, но и, по свидетельству Дж. Лайкера и Д.Майера /6, с. 317/, многих американских компаний.

            А кто такие бригадир и мастер на «Тойоте», откуда они берутся? В абсолютном большинстве случаев – это так называемые «законнорожденные» сотрудники компании, т. е. те, кто пришел на нее в качестве рабочих (с 9- или 12-летним школьным образованием). В ходе первоначального отбора и последующих (по 3-4 раза в год) аттестаций-собеседований из общего числа выделяются сотрудники с задатками лидерских качеств, стремлением к обучению и карьерному росту, более высоким интеллектуальным уровнем, т. е. потенциальные руководители низовых производственных коллективов. Им предоставляется возможность наряду с обязательным для всех повышением квалификации осваивать и менеджерские навыки, а также дополнительные программы, необходимые для решения проблем качества, реализации кайдзен-практики и т.п. Не исключается, конечно, и получение ими высшего образования, но корпоративное обучение имеет более высокий приоритет в подготовке будущих лидеров производства.

            При условии успешного освоения всех программ через 10-15 лет такой кандидат становится бригадиром (лидером команды), а еще через 10-15 лет из бригадира он может стать и мастером (лидером группы) /6, с. 302/. И только позднее, т.е. примерно через 20-25 лет работы на «Тойоте», мастер (лидер группы) имеет шанс стать начальником цеха.

            Конечно, многие из нас скажут, что такая практика в наших условиях неприемлема или попросту невозможна. Сложно реализуемой она оказалась и на заводах «Тойоты», построенных в США и других странах. Ее менеджерам по персоналу пришлось искать ответ на вопрос, как вырастить «законнорожденных» руководителей первичного звена в более короткие сроки, но без потери качества.

И такие решения нашлись. Используя комбинацию условий из тщательного первичного отбора кандидатов, их подготовки в специальных учебных центрах, создаваемых «Тойотой» в тех регионах, где она открывает свои предприятия, стажировки в ходе совместной работы с японскими наставниками, удается сформировать корпус руководителей первичного производственного звена за 3-5 лет. Думается, что такой срок является приемлемым и для наших предприятий.

 

            Таким образом, задача обеспечения устойчивости изменений, привнесенных в практику компаний в результате реализации проектов бережливого производства, состоит в том, чтобы сформировать и подготовить корпус мастеров и бригадиров, способных не только участвовать в проектах, но и закреплять их достижения на участках (при безусловной внешней поддержке этих преобразований на уровне корпоративного руководства).

В свою очередь эта задача сводится к формированию программы поиска, отбора, подготовки и закрепления мастеров и бригадиров на производстве. К необходимости такого обеспечивающего «проекта в проекте» мы пришли в своей консультационной практике, работая с российскими предприятиями над проектами бережливого производства.

            Впервые создавая такую программу, мы осознавали, что ее реализация – очень непростая задача, требующая как менеджерских ресурсов, так и финансовых вложений. Но реальной альтернативы для успешной реализации и обеспечения преемственности проектов мы не видим. Известно, что по оценкам ряда консультантов, внедряющих проекты TPS-Lean, усилия, затрачиваемые на реализацию проекта и на его поддержание, соотносятся как 30 к 70, поэтому мы пришли к выводу, что эти 70% как раз и могут быть обеспечены специально подготовленными мастерами и бригадирами вкупе с поддержкой высшего руководства компании.

            Разработанная программа получила название «Подготовка мастеров бережливого производства», она прошла апробацию и успешно осуществляется на одном крупном машиностроительном заводе России. На ее основе, но в значительно более сжатом виде может строиться и программа подготовки бригадиров.

            В трех разных форматах программа «Подготовка мастеров бережливого производства» позволяет создавать в производстве слой менеджеров качественно нового уровня - как из вновь принятых сотрудников, так и из уже работающих. Эта программа предназначена для тех, кто хочет добиться устойчивых позитивных изменений при реализации проектов бережливого производства.

 

            Программа подготовки включает 6 основных разделов, на изучение которых отводится от 3 до 4 месяцев в зависимости от стартового уровня подготовленности участников проекта.

            Участники проекта подразделяются на три основные категории по уровню теоретической и практической подготовки, для каждой из которых формируется свой формат программы.

Категория 1 - это сотрудники компании, имеющие опыт работы и достаточные менеджерские навыки, чтобы после освоения раздела программы по бережливому производству, стать эффективными мастерами производственных подразделений. Это могут быть инженеры-технологи и конструкторы, специалисты службы качества, логистики, сервисного обслуживания продукции компании, которые в силу каких-либо обстоятельств или по предложению руководства компании приняли решение об изменении профиля своей деятельности.

Категория 2 - действующие мастера-практики, для которых необходимы как навыки реализации проектов Бережливого производства на своих участках, так и повышение эффективности в традиционных областях деятельности по управлению участком.

На время освоения программы ее участники первой и второй категорий освобождаются от выполнения возложенных на них функций.

            Категория 3 - выпускники вузов, молодые специалисты, которым требуются знания и навыки как в реализации проектов по бережливому производству, так и по управлению участком, его персоналом, организации своего труда, для того чтобы приступить к самостоятельной работе в качестве мастера бережливого производства.

            Эффективность подготовки мастеров бережливого производства обеспечивается не только формированием ее тематики (программа приведена ниже), но и соотношением времени на освоение теоретических и практических вопросов. По разделу программы, который называется «Бережливое производство», оно в среднем составляет 40:60. При этом наиболее сложные теоретические положения сначала осваиваются в ходе проведения симуляционных игр, а уже затем в гембе, т.е. в реальном производстве.

 

ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ

МАСТЕРОВ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА

 

            Раздел 1. Компания «N» - стратегия, цели развития

1.Стратегия и цели компании на данном этапе развития

2.Основные проблемы производства, требующие решения для обеспечения  ее конкурентоспособности и реализации стратегических планов

3.Система управления предприятием

4.Знакомство с продукцией предприятия, требования к ее качеству

5.Введение в программу подготовки

 

         Раздел 2.Бережливое производство

Модуль 1. Основы бережливого производства

            1.Причины и история возникновения

            2.Концепция и философия TPS

            3.Другие варианты концептуальных представлений Бережливого производства (Lean, 6 сигм, 20 ключей и др.)

            4.Принципы построения бережливого производственного потока (ценность и потери)

            5.Основные характеристики бережливого производственного потока и его параметры (время такта, время цикла, время выполнения заказа).

            6.Отличия бережливого производства от традиционного (партиями и очередями)

            7.Системы и инструменты, реализация которых позволяет осуществить БП (обзорно)

            8.Модели развертывания бережливого производства (уровни, этапы, глубина изменений)

            9.Этапы развертывания БП в компании N

            10.Роль и место мастера в развертывании БП в компании

Практические задания по модулю 1:

Симуляционная игра, моделирующая  традиционный и бережливый типы производства

Модуль 2. Создание базовых условий для реализации БП – система «Упорядочение /5S»

1.Система «Упорядочение» - сущность и технология внедрения

            2.Инструменты БП:

            -деятельность Малых групп (включая освоение инструментов деятельности малых групп)

            -визуализация

Практические задания по модулю 2:

            Задания тренинга по системе «Упорядочение» - 15 заданий

            Визуализация (объекты, методы, предложения - фотографии, эскиз решений)

 

Модуль 3. Система «Кайдзен».

       Локальный проект «Рабочее место – без потерь»

            1.Система «Кайдзен» - философия, дух, метод

            2.Локальный проект «Рабочее место – без потерь»

            Инструменты БП:

-стандартизированная работа

            -подача и реализация предложений

Практические задания по модулю 3:

            1.Симуляционная игра: выявление и фиксация потерь, отработка кайдзен-решений (на основе наблюдения за сборкой моделей). Разработка карт стандартизированной работы

            2.Фиксация 8 видов потерь на участках и разработка решений по их ликвидации (с оценкой ожидаемого результата)

3.Формирование «Карты горных сокровищ участка».

 

Модуль 4. Кайдзен-прорыв: построение бережливого производственного потока на участке

            1.Технология кайдзен-прорыва

            2.Проведение диагностики состояния организации производства на участке и разработка проекта построения бережливого производственного потока (процесса)

            3.Планирование преобразований (исправить, сделать, разработать)

            Инструменты БП:

            - диагностика (карта потока создания ценности - текущее состояние, карта процесса, схема перемещений, вопросники, анализ документов);

             - совершенствование (карта потока создания ценности - будущее состояние, синхронизация операций, построение сбалансированного потока, карта процесса без потерь – карта стандартизированной работы, создание производственных ячеек, перепланировка участка и др.).

Практические задания по модулю 4:

Разработка проекта построения бережливого потока и/или процесса по этапам кайдзен-прорыва.

 

Модуль 5. Система менеджмента качества

            1.Системы TQM, СМК, ИСО (сущность, история возникновения)

            2.СМК, действующая в компании N.

            Инструменты БП:

-статистические методы и навыки решения проблем;

-пока-ёкэ

Практические задания по модулю 5:

            1.Моделирование аналитической информации и поиск решений по сценарию проблемы, представленной в рабочей тетради (отработка навыка семиэтапного решения проблем)

            2.Выявление проблемы качества (несоответствия) продукции на участке, сбор данных, проведение анализа причин ее возникновения, разработка мер по ликвидации, согласование со Службой качества, реализация предложенных мер, проверка полученных результатов, стандартизация действий

            3.Применение, если целесообразно, инструмента пока-ёкэ для предотвращения (недопущения) ошибок

 

Модуль 6. Система TPM (Общее производительное обслуживание оборудования)

1.Характеристика системы TPM, основные цели

            2.Направления системы TPM

            3.Потери, связанные с работой оборудования, расчет Коэффициента общей эффективности оборудования (ОЕЕ – англ.). Методы работы по его повышению.

            4.Самостоятельное обслуживание оборудования операторами на участке (СООО)

            5.ТОиР на участке

            Инструменты БП:

            - быстрая переналадка

            - отдельные улучшения (кобецу-кайдзен)

Практические задания по модулю 6:

            1.Заполнить карту проблем (по шагу 2 СООО)

            2.Провести наблюдение за работой оборудования, фиксируя потери, рассчитать ОЕЕ, определить меры по его повышению

            3.Провести наблюдение за переналадкой оборудования, разработать предложения по сокращению времени переналадки, обсудить с техническими службами и персоналом участка, получить их согласие и поддержку, составить план реализации, реализовать мероприятия, проверить полученный результат, стандартизировать

 

Модуль 7. Система «Точно вовремя – JIT»

            1.Характеристика системы JIT, ее основные элементы

            Инструменты БП:

-выравнивание

-вытягивание (виды управления запасами по частоте и срочности: супермаркет, ателье, ресторан)

-канбан

Практические задания по модулю 7:

1.Симуляционная игра: отработка навыков выравнивания и вытягивания, использование карточек-канбанов на участке.

            2.Расчет запасов в супермаркете на стыке участков (производств)

            3.Расчет и проектирование супермаркета (место на производстве, необходимая площадь, способ хранения, тара, транспорт)

 

Модуль 8. Бережливая внутрипроизводственная логистика

            1.Основы внутрипроизводственной логистики – принципы, методы

            2.Бережливый склад (структура запасов, организация материальной среды, логистика перемещения, документооборот)

            3. Основные параметры для анализа и проектирования Бережливого логистического процесса

Практические задания по модулю 8:

            Провести анализ и сформулировать предложения по совершенствованию логистических процессов на участке

 

Модуль 9. Управление проектами

1.Понятие проекта, этапы проекта, ресурсы, планирование работы, команда проекта, распределение ответственности в команде, организация индивидуальной работы над проектом, оценка результатов

            2.Проведение совещаний в ходе реализации проекта (виды, технология проведения)

            3.Подготовка презентаций в ходе проекта

Практические задания по модулю 9:

            Диагностика командных ролей в группе, коррекция распределения, отработка навыков командного взаимодействия

            Подготовка и проведение совещания по проекту

            Подготовка и проведение презентации по одному из этапов проекта

 

ПОДГОТОВКА зачетной работы по разделу «Бережливое производство»

ЗАЩИТА зачетной работы по разделу «Бережливое производство»

 

         Раздел 3. Работа на участке рабочим (для участников 1-й и 3-й категорий)

Изучение на протяжении 1-2 месяцев проблем существующего производства и управления участком «изнутри» - в процессе работы в качестве оператора и/или сборщика

            1.Экспресс-подготовка к выполнению производственных функций, включая инструктаж по технике безопасности, освоение технологии и навыков выполнения операций

            2.Ведение производственного дневника (записей по выявленным потерям и проблемам в производстве) с предложениями по их устранению, еженедельный отчет перед Директором по производству

            3.Организация своего рабочего места по принципу «Рабочее место – без потерь»

            4.Защита проекта организации своего рабочего места перед комиссией

 

         Раздел 4. Управление текущим производственным процессом на участке

            1.Планирование работы участка (система электронного документооборота),

            2.Формирование и организация выполнения сменных заданий (распределение работы, расстановка персонала)

            3.Контроль выполнения сменного задания по номенклатуре и количеству

            4.Взаимодействие с поставщиками заготовок, сырья, материалов

            5.Передача продукции подразделению-заказчику (сдача готовой продукции участка)

            6.Взаимодействие с обслуживающими подразделениями (логистикой, технической поддержкой, обеспечением энергоресурсами, средствами связи, информационными технологиями и т.д.)

            7.Система отчетности производственного участка

            8.Дополнительно (по конкретному участку, где будут выполняться практические задания): выпускаемая продукция, технология, особенности оборудования, требования к качеству, безопасность труда

 

         Раздел 5.Управление персоналом участка

            1.Основы социологи управления производственным коллективом

            2.Анализ формальной и неформальной структуры коллектива

            3.Коммуникации в производственном коллективе

            4.Мотивация персонала, доверие и требовательность

            5.Оплата и стимулирование труда. Расчет заработной платы, премиальных выплат

            6.Разрешение конфликтных ситуаций

            7.Учет в работе мастера профессионально-квалификационных и личностных характеристик сотрудников

            8.Реализация задач развития коллектива, проведение учебно-тренинговых занятий

 

         Раздел 6.Личная эффективность менеджерского труда

            1.Планирование времени

            2.Организация рабочего места, упорядочение документации в работе мастера

            3.Подготовка и проведение совещаний разных типов

            4.Делегирование полномочий

            5.Коммуникации всех видов

            6.Техника переговорных процессов

            7.Стрессоустойчивость, поддержание высокой работоспособности, здоровье

            8.Планирование личностного роста

 

            ИТОГ: защита реализованного на участке проекта по бережливому производству. Присвоение квалификации «Мастер-стажер бережливого производства».

 

            Приступая к практическому выполнению программы, ее организаторы должны быть готовы к различного рода неожиданностям и трудностям. Так, например, оказывается весьма непросто найти среди выпускников вузов кандидатов с требуемыми личностными характеристиками и не ошибиться при их отборе. Для решения этой задачи необходимо четко определить требуемые характеристики, а затем и создать методику проведения собеседования и анализа объективной информации о кандидате.

            Основные требования к кандидатам в общем виде приведены ниже:

            Кандидаты на участие в программе «Подготовка мастеров бережливого производства» отбираются из числа выпускников технических вузов, со средним баллом не ниже чем 4.

            Личностные качества:

            Лидерские способности - обязательно

(участие в общественной жизни вуза, города, спортивные достижения, предпочтительно в командных видах спорта, серьезные увлечения - туризм, участие в творческих коллективах  и т.п.)

            Коммуникабельность, способность к обучению других

            Познавательная активность, творческие способности

            Активная жизненная позиция, способность и желание осуществлять и поддерживать позитивные изменения, инновационность, увлеченность

            Хорошее здоровье, высокая выносливость, работоспособность, стрессоустойчивость – обязательно

            Отсутствие вредных привычек (крайне желательно – некурящие кандидаты)

 

            Основные приемы проведения собеседования представлены во врезке (см. табл.).

            Конечно, отобрать достойных кандидатов по этим требованиям оказывается непросто, и период формирования учебной группы растягивается иногда на несколько месяцев. Когда же группа набрана и начинается процесс ее подготовки, то он требует высочайшей ответственности от всех ее участников: организаторов, обеспечивающих материальные и информационные условия программы, руководителей высшего и среднего звена, которые должны ставить практические задачи участникам и контролировать их выполнение в ходе разработки проектов, консультантов и специалистов предприятия, проводящих учебно-тренинговые занятия, и, конечно, самих участников.

            Вчерашним студентам приходится отвыкать от прежних привычек, в частности от подготовки к зачетам в последнюю ночь и ориентации на краткосрочную память – все теоретические положения закрепляются в практических заданиях, их усвоение проверяются в ходе регулярных опросов, тестов и, конечно же, проявляется в ходе подготовки зачетного проекта.

            Руководителям производства приходится находить время в своем напряженном рабочем графике, чтобы отвечать на вопросы будущих мастеров бережливого производства, а иногда и решать выявленные ими проблемы, до которых раньше не доходили руки.

            Однако эффект, который получает производство, когда в него вливается новая хорошо подготовленная и инициативная команда мастеров бережливого производства, во много раз перекрывает трудности и затраты, сопряженные с их подготовкой. Поэтому мы теперь уже убежденно можем сказать, что это – один из реальных способов укоренения системы TPS-Lean на отечественных предприятиях.

            Реализация такого «проекта в проекте», т. е. учебно-тренинговой программы в рамках большого общего проекта по бережливому производству дает реальные практические результаты уже на стадии подготовки участников, когда они внедряют свои учебные проекты на участках. А затем, получив первые позитивные результаты, они способны активно участвовать в развертывании корпоративного проекта по бережливому производству и закреплять полученные эффекты в текущем производстве.

 

Список литературы

1.Вумек Дж., Джонс Д. Бережливое производство: как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании / Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. – 473 с.

2.Джордж Л. М. Бережливое производство + шесть сигм: Комбинируя качество шести сигм со скоростью бережливого производства/  Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 360 с.

3.Имаи М. Гемба кайдзен: Путь к снижению затрат и повышению качества / Пер. с англ.- М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 346 с.

4.Кобаяси И. 20 ключей к совершенствованию бизнеса. Практическая программа революционных преобразований на предприятиях/Пер. с япон. – М.: РИА «Стандарты и качество»,2006. – 248с.

5.Лайкер Дж. Дао Toyota: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира / Пер. с англ.- М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.- 402 с.

6.Лайкер Дж., Майер Д. Практика дао Toyota: Руководство по внедрению принципов менеджмента Toyota/ Пер. с англ.- М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. -  588 с.

 

 


Таблица

Рекомендации для проведения собеседования по отбору кандидатов для программы

«Мастер Бережливого производства»

 

Критерий

Выявление соответствия

(способ проверки)

Характеристики, свидетельствующие о проявлении критерия

Балльная оценка соответствия данному критерию

(1-10 баллов)

1

2

3

4

1.Лидерские способности - обязательно

1.Факты биографии (собеседование)

Просьба рассказать о собственной жизни на собеседовании

 

 

1.Участие в общественной жизни вуза, города, спортивные достижения, предпочтительно в командных видах спорта, серьезные увлечения - туризм, участие в творческих коллективах  и т. п.

 

 

2.Коммуникабельность, способность к обучению других

1.Факты биографии (собеседование)

 

 

 

 

 

 

 

2.Решение кейса (собеседование)

«Ваша компания (группа) попала в трудную ситуацию (например: утонул запас продуктов в походе, потеряны обратные билеты на поезд, пропали деньги, кто-то получил серьезную травму и т.п.).

Что бы Вы стали делать в этой ситуации?»

 

3.Решение кейса

«В Вашу команду (бригаду, группу, труппу, ансамбль) требуется еще один игрок (например, надо срочно заменить заболевшего). Вам предлагают не самую сильную кандидатуру. Ваши действия?»

 

4.Наблюдение

Из общего впечатления от общения выявить способность толково и внятно излагать мысли

 

А.Лучший вариант - РУКОВОДСТВО группой (командой) в школе, вузе, в неформальной обстановке (спорт, туризм, увлечения)

 

Б.Допустимый вариант – роль, обычно выполняемая в группе: «ЭКСПЕРТ», «ЗНАТОК», «ДИПЛОМАТ»

 

2.Выявление реальной роли в группе, способа принятия решения и типа поведения (активное - пассивное, ведущее - ведомое)

 

 

 

 

 

 

 

3. Как описывает отношения в команде (группе), как характеризует более слабых «членов экипажа»

Проявляет ли готовность к обучению других, каков уровень гибкости в принятии решений, способности поддержать более слабого, развить ресурс команды

 

4. Требуются хорошая дикция, внятность речи, логичность, последовательность изложения мыслей, доказательность высказываний, четкость выражений (отсутствие излишних подробностей)

 

 

3. Познавательная активность, творческие способности, обучаемость

1.Вопрос на собеседовании

Чем увлекались (занимались)  в свободное от учебы время?

 

 

 

 

 

2.Вопрос на собеседовании

Круг чтения (специальная литература, периодика) - кроме того, что по программе

 

3. Вопрос на собеседовании

Какие Интернет-сайты посещает чаще всего

 

 

4. Вопрос на собеседовании

Попросить привести пример творческого решения, которое запомнилось, которым гордится

 

5. Решение кейса, требующего творческих и логических способностей, умения широко нестандартно мыслить. Например, «Какая потребность в продукции предприятия будет в России через 5 лет?»

 

(Возможны также кейсы на решение изобретательских задач: Например, Какие способы обработки почвы, кроме вспашки, Вы можете предложить?)

 

 

6.Наблюдение

Желательно оценить чувство юмора, способность подшутить над собой

 

1.Занятия, увлечения, свидетельствующие о круге интересов, выходящих за рамки школьной, вузовской программы (факультативы, спецкурсы, курсы иностранного языка, студенческая научная работа, характер «подработки» в каникулы и по вечерам)

 

2.Круг чтения – желательно указание конкретных областей знаний, авторов, изданий, журналов

 

 

3.Желательны сайты, связанные с увлечениями, о которых рассказывалось раньше, или с профессиональной деятельностью

 

4.Какие примеры (качество творчества) и сколько может привести

 

 

 

5. Важен не только и не столько правильный ответ, а, скорее, ход рассуждений, какие факторы будет принимать во внимание, какую информацию и как захочет получить и т.п.

 

Готовность к решению изобретательских задач

 

 

 

 

6. Насколько остроумными были примеры и ответы на вопросы. Проявлялась ли способность пошутить, когда не мог найти ответ, допускал ошибки

 

 

4. Активная жизненная позиция, способность и желание осуществлять и поддерживать позитивные изменения, инновационность, увлеченность

 

 

1. Решение кейса.

Например, «Вы нанялись на работу в каникулы, но условия оказались не те, которые Вы ожидали (Вам обещали), о чем-то Вы просто не догадались заранее спросить.

В частности, бытовые неудобства, плохая организация рабочего места, слабое техническое или информационное оснащение, неудобный график работы, недружественный настрой коллектива  и т.п.

Как Вы поступите в этой ситуации?»

 

2.Вопрос на собеседовании:

Как Вы относитесь к людям, берущимся, например, за доказательство Великой теоремы Ферма?

 

1. Какая позиция доминирует (перетерпеть/ уйти/ попытаться изменить ситуацию)

Насколько конструктивно предлагаемое решение, ход действий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Есть ли уважение и восхищение фанатиками собственного дела (идеи)

 

 

5.Хорошее здоровье, высокий уровень выносливости, работоспособности, стрессоустойчивости

1.Результаты прохождения медицинской комиссии

 

2.Вопросы на собеседовании:

- Какую самую тяжелую работу в жизни можете вспомнить (привести пример)? Почему она была тяжела?

 

-Какую продолжительную нагрузку (без отдыха) приходилось выдерживать?

- Какие проблемы при этом возникали?

 

3.Вопрос на собеседовании с предложением описать реальную стрессовую ситуацию и свое поведение в ней

 

4.Решение кейса с описанием стрессовой ситуации, например:

«Вы приходите домой и обнаруживаете в квартире непрошеных гостей...»

«Вы отправляетесь на важную встречу и на вокзале (в аэропорте) обнаруживаете, что ...(поезд уже ушел, Вы забыли/потеряли билеты, документы, деньги...) »

«Вам предлагают ответственное срочное задание, которые Вы не знаете, как выполнить»

«Вы внезапно узнаете, что срок сдачи работы не послезавтра, а завтра»

 

5.Наблюдение

Как вел себе во время сдачи экзаменов (защиты диплома)

Какова реакция на «неудобные» вопросы во время собеседования

 

 

6. Вопрос на собеседовании

Как относитесь к неудачам (попросить привести примеры)

 

 

 

7. Вопрос на собеседовании с целью определения прожективности.

 «Если через год случится так, что Вы откажетесь от этой работы или Вам предложат уйти, почему это может произойти?»

 

1.Отсутствие сколько-нибудь серьезных заболеваний или противопоказаний

 

 

2.Оценить, насколько реальными и серьезными были описываемые трудности. Попытаться выяснить, не сгущаются ли краски, нет ли лишней бравады

Провести аналогию и понять, справится ли кандидат с реальной нагрузкой на предприятии

 

3. Оценить, насколько серьезным и тяжелым был приведенный в примере стресс. В каком свете постарался показать себя кандидат

 

 

4. Оценить быстроту нахождения решения, его логичность и адекватность ситуации.

Какие особенности поведения (лидерские качества, коммуникабельность, сообразительность, обучаемость и т.д.) проявляются в предлагаемых решениях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Какой тип стрессовой реакции преобладает («Кролика» - цепенеет или «Льва» - концентрируется и добивается результата).

Реакция «Льва» соответствует сильному психологическому типу

 

6.Какая реакция (внешнеобвинительная или самообвинительная) при описании неудачи.

Сколько времени требуется на восстановление равновесия.

Есть ли признаки депрессии

 

7.Являются ли устранимыми причины возможной неудачи (с помощью обучения, тренингов, планирования, лучших коммуникаций)

или они трудноустранимы (разочаровался, устал, понял, что занимаюсь не своим делом, мне не дали реализовать мои идеи, меня не поняли)

 

 

6.Отсутствие вредных привычек (крайне желательно – некурящие кандидаты)

1.Вопросы на собеседовании

(курение, что обычно пьет в компании и в каком количестве, есть ли склонность к азартным играм)

 

2.Наблюдения

за внешним видом и поведением

1. Предпочтительно отсутствие курения, умеренность и нерегулярность «потребления»

 

 

2.Оценка правдивости ответов по «невербалике»

 

 

 

7.Семейное положение, серьезное отношение к семье, планы иметь детей

 

1.Факты биографии

 

2.Вопросы на собеседовании

о семейных планах

 

1.Благополучна ли история семьи, где вырос

 

2.Предпочтительна ориентация на серьезную семейную жизнь через 3-5 лет

 

 

8.Привлекательные внешние данные

1.Наблюдение

Позитивно воспринимаемые внешние данные

1.Открытый взгляд

2.Приятное, доброжелательное выражение лица

3.Энергичное рукопожатие

4.Уместная, опрятная одежда, личная опрятность

5.Уверенность без развязности, тактичная манера поведения

 

9.Приоритетные интересы  (мотивация) в работе

1.Наблюдение

Какие вопросы задает на собеседовании и/или после получения предложения (зафиксировать три первых вопроса с точными формулировками)

 

1.Предпочтительно, если первыми идут вопросы о содержании работы, характере обучения, возможных дальнейших перспективах.

Нежелательно, если первые вопросы о заработной плате, гарантиях, условиях труда и т.п.

 

 

Примечания:

1.Лицам, ведущим собеседование, необходимо адаптировать или сформулировать вопросы и кейсы под свои привычные речевые обороты.

2.При подведении итогов отбора кандидатов экспертам рекомендуется установить удельный вес каждого критерия (в сумме они должны составить 1), подвести итоги и определить проходной балл.

 

                                                                                                                                      


Задать вопрос

*
*
*
 

*

 

* — Поля, обязательные для заполнения

  © 2008 ООО «Организационный ресурс»